Людей с либеральной идеологией стало больше!

     2 октября 2009 года Екатеринбургский центр электоральной поддержки и Школа практической политологии УГТУ-УПИ провели информационный семинар «Альтернативы развития России».

     Эксперт Мошкин Сергей Вячеславович, доктор политических наук, и модератор Осетров Вячеслав Николаевич, социолог, отметили, что в дискуссионной части семинара будет затронута статья Президента РФ Д.А. Медведева «Россия, вперед!», статья доктора политических наук Г.В. Голосова «Перевод с президентского», а также взгляды других общественных и политических деятелей страны на обозначенную тему, в частности М.Б. Ходорковского.

     Участникам семинара, в числе которых были Нархова Елена Николаевна, кандидат социологических наук, заместитель декана ФГО, Кузнецов Павел Степанович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, член общественной организации «Русские в Китае», Мельниченко Василий Александрович – председатель правления коалиции провинциальных и сельских общественных организаций «Уральская народная ассамблея» (село Галкинское Камышловского района Свердловской области), студенты и аспиранты различных факультетов и институтов УГТУ-УПИ и УРО РАН, эксперт предложил формулировать вопросы по ходу его выступления.

     С.В. Мошкин отметил, что работа сети МЭСП в условиях, когда публичная политика в стране скукоживается, а реальная уходит в коридоры и «под ковер» очень важна, особенно для молодежи, которая сама инициирует клубы, становящиеся ячейками гражданского общества.

     Выход статьи Д. Медведева эксперт оценил как беспрецедентный случай. Ведь из руководителей страны последний, кто писал и публиковал статьи, был И.В. Сталин, у других советских руководителей звучали в основном парадные выступления. Жанр статьи Д.А. Медведева – между манифестом и благими намерениями: мы хотели, чтобы такой стала наша страна! Но ни одного механизма и средства достижения цели в статье нет! Медведев – хороший диагност, но плохой лекарь.

     Риторика «России, вперед!» включает слова 10-15 летней давности: гражданское общество, правовое государство. При Путине эти слова не употреблялись, а если и да, то как дань традиции, моде.

     Замечено, что Медведев «бросил в огород Путина камушек», назвав годы его правления – годами упущенных возможностей, несмотря на высокие цены на нефть. Это же и период т.н. демократического застоя, когда ни в политике ни в экономике, ни в социальных отношениях ничего не изменилось. В итоге: при продолжении тотального экспорта нефти, газа, черного металла, импорта лекарств и продовольствия мы имеем отсталые технологии в промышленности, небоеспособную армию, огромная территория с низкой плотностью населения на севере и востоке, убыль трудоспособных людей. И ядерную кнопку! У нас – героическое прошлое, сильный дух, великая культура. Но современны ли мы? – задал эксперт вопрос молодой аудитории.

     Далее в ходе развернувшейся дискуссии обсуждались альтернативы развития нашей страны при проведении реформ: «сверху» – «рефолюция»; «снизу» – революция.

     О попытке реализовать второй вариант, молодежи, как выяснили эксперт и модератор, мало, что известно. Демократическая революция, предпринятая в 90- годах ХХ века, когда младо-демократы, разрушив советскую систему, не создали ее реальной альтернативы, сейчас практически забыта. Интересен факт, что на современной политической сцене до сих пор находится консервативная часть бюрократии, которая вышла из тени в начале 90-х: губернатор Свердловской области Э.Э. Россель «стоит у руля» 18 лет, глава Екатеринбурга А.М. Чернецкий – 14 лет. Таким образом, произошла консервация власти, не допускающая активной политической деятельности в обществе. Власть авторитарно решила, что не допустит революции, и у нее есть все инструменты принуждения и контроля для этого.

     К тому же, демократизация не принесла тогда материальных благ населению, поэтому правые партии и сейчас не пользуются поддержкой. Партии власти намного проще: она оказывает социальные услуги от имени государства, приписывая себе и строительство, и медицину и национальные проекты. Однако, в случае развала правящей партии по причине кризиса и громоздкости, ее непартийный лидер сможет уйти от ответственности за ее ошибки и остаться у власти.

     Реформы «сверху» идут, к примеру, в виде поддержки отдельных инициатив бизнеса и создания ТСЖ. То есть демократическая риторика сохраняется, но как внешний антураж. Но реально, применительно к первому варианту, власть идет пути узаконивания:

– суррогатной партийной системы, лишение возможности создавать региональные партии – локомотивы политической жизни регионов;

– назначения главы субъекта федерации из центра;

– отмены выборов депутатов по одномандатным округам в Госдуму – то, что ближе и понятнее людям в отличие от анонимных списков, где идут «паровозы», и не с кого спросить;

– запрета независимого наблюдения на выборах;

– отказа от прямых выборов в Совет федерации – сегодня там «заседают» назначенцы назначенцев, то есть представители, угодные губернаторам, угодным президенту.

     На вопрос из аудитории, почему уровень доверия населения федеральной власти выше, чем региональной власти, как следует из официальных опросов, С.В. Мошкин высказал предположение что, возможно, это очередной повод распространить принцип монархического престолонаследия на регионы, опираясь на волю народа.

    В.Н. Осетров дополнил, что правящие группы и в дальнейшем все больше будут использовать популизм, это заметно и по статье Д.А. Медведева, который утверждает: нам будут мешать продажные чиновники. Это – известный бюрократический ход: хороший царь – плохие бояре.

    Участниками дискуссии обращено внимание на то, что Д.А. Медведев не сказал о СМИ – важнейшем демократическом инструменте. Это фактически подтверждает мысль о подержке руководством страны системы стоп-листов, включающих список оппозиционеров, не угодных для официального эфира. Публичность для оппозиции сегодня не допустима в отличие от времен Б.Н. Ельцина.

    В.А. Мельниченко рассказал о попытке проведения дискуссии об альтернативах развития страны в Камышловском районе по инициативе группы общественных активистов. Хотели прийти 80 человек, а пришел 1. Неужели высказывания президента никому не интересны или люди боятся говорить вслух о том, что их волнует, с чем они, может быть, не согласны?

    Какова альтернатива для обычного россиянина, что изменится в его жизни? Что выполнено из предвыборных обещаний и Д.А. Медведева и В.В. Путина? Эти вопросы особенно волновали молодежную часть дискутантов.

    С.В. Мошкин заметил, что государство – по-прежнему формальный гарант благополучия граждан, что есть продолжение советской модели.

    О предвыборных обещаниях можно судить по двум известным из них: «закончить войну в Чечне» и «победить коррупцию».

    «Откаты» в настоящее время составляют до 50 процентов от цены госконтракта – по сообщениями правоохранительных органов и СМИ; война в Чечне «закончена», но активно продолжается в других республиках Северного Кавказа.

    На замечание студентов, о том, почему действительность и перспективы выглядят с точки зрения эксперта чрезвычайно мрачно, С.В. Мошкин парировал: наша задача – иметь критический взгляд на действия властей, но не терять оптимизма!

    К сожалению, продолжил он, мы до сих пор не расстались с коммунистическим наследием: у власти люди, состоящие всю сознательную жизнь в коммунистической партии и не изменившие в большинстве случаев свои взгляды. Люди с либеральной идеологией есть, их стало больше, и вы – одни из них.

    Информация предоставлена Екатеринбургским Центром электоральной поддержки

    Елена Макей, координатор Екатеринбургского ЦЭП

    Тел.: .(343)268-63-83

     http://newcpi.wmtest.ru/2009/10/29/5898