http://www.irena.org.ru/index.php

Екатеринбургский ЦЭП: "Выборы в Свердловской области. Итоги и перспективы."   

3 декабря 2009 года Екатеринбургский центр электоральной поддержки совместно со Школой практической политологии УГТУ-УПИ им Б.Н. Ельцина провели информационный семинар "Выборы в Свердловской области. Итоги и перспективы." Экспертом выступил Киселев Константин Викторович, кандидат политических наук. Модератор - Осетров Вячеслав Николаевич , преподаватель УГТУ-УПИ. В семинаре приняли участие студенты и преподаватели УГТУ-УПИ, молодые ученые, активисты правозащитных организаций.

К.В. Киселев разбил свое выступление на три тематических блока:
1. уроки октябрьских выборов;
2. изменения в политической системе и избирательном законодательстве Свердловской области;
3. анализ перспектив, связанный со сменой команды, стоящей у руля Свердловской области.

1. Основной урок октябрьских выборов эксперт охарактеризовал как странный, так как неожиданна активность СМИ по поводу фальсификации выборов. Видимо, им не была дана отмашка, чтобы это не говорить, т. е. им прямо не запретили. Хотя реально пересмотра итогов выборов не произошло, всего 2 случая официального удовлетворения требования оппозиции: голос Сергея Митрохина учтен, и события в городе Воскресенске, где дело, возможно, дойдет до суда. Но мы имеем канал, который помогает нам бороться с нарушениями,  отметил Киселев.

Урок второй: как показала опыт, перспективы закрытия всех участков наблюдателями от других партий, кроме «Единой России», не получится. Поэтому в области нужна политическая кампания, проект по противодействию фальсификации. Возможно, это даже проект по недопущению ЕР в Областную думу. Это звучит очень жестко. Но факты говорят: людей, которые реально голосуют за ЕР крайне мало, они в основном связаны с властью. А, например, значок «Я голосую против ЕР» с удовольствием будет носить молодежь, я спрашивал у студентов. Кампания «голосования против» будет эффективна, человек придет на выборы, не останется дома, считает эксперт.

Урок третий: необходимо финансированием кампании «Против» в СМИ , так как сейчас они не будут этим заниматься бесплатно.

2. Предполагалось, что с 2010 г. в области будет  5 избирательных округов (в среднем по 600 тысяч избирателей). Партии будут формировать шесть списков – по одному списку на избирательный округ и один общий список (по  3 кандидата на каждый округ), всего не более 18 кандидатов в депутаты. Затем было предложено не пять, а семь избирательных округов, что уже существовало до 2003 года: любая партия получала бы право на выдвижение 24 кандидатов. (7 списков по округам плюс 1 общий партийный список (не более  3 кандидатов в списке).

26 октября Областная дума Законодательного собрания Свердловской области в трех чтениях приняла изменения в Избирательный кодекс Свердловской области: каждая партия на выборах в областную Думу в марте 2010 года представит избирателям 45 кандидатов.

Схема разбивки общего списка на несколько территориальных  существует и ряде регионов страны (территориальные выборы), существовала и на федеральных выборах ранее. Принцип: «приблизить кандидатов к земле». Введение принципа «территориальности» в пропорциональную систему (Палата представителей и Областная дума), то есть баланс представительства «территориальности» и партийной идеологии приведет к тому, что региональные группы начнут давать обещания патерналистов – одномандатников: пойдет кампания наказов, а не идеологий и программ. В итоге сработает привычная схема: «дайте нам и мы проголосуем за вас».

Эта система эффективная для одной партии, она позволяет фальсифицировать многие вещи: нарезку округов, мнения избирателей , за которое выдадут очередные симулякры. К примеру, система Джерри-мендеринг  - искусственная нарезка округов - опробована в США, сегодня ее практикуют и на муниципальных, ина региональных выборах.

Всем ясно, что из региональной группы пройдет один человек, а выдвигается тройка. Партия выдвигает 1 человека, реально нацеленного на работу, а 2  - «паровозы». По новому закону их становится больше – 31 паровоз вместо трех. Это главы местных администраций, депутаты Палаты представителей, которые ездят по округам, заранее раздавая обещания населению. Таким образом, заранее идет манипуляция, подкуп: детскому садику – игрушки, больнице – крышу подлатать.

Избиратель, получая бюллетень с этой тройкой кандидатов, читать его не будет, ведь кроме глав своего муниципалитета он никого не знает. Но свой глава – царь и бог. Хотя, главы могут проиграть даже при наличии огромного административного ресурса. С этим ним можно бороться разъяснительными методами, заключил Киселев.

3. Уходящий в историю губернатор Эдуард Россель навсегда останется политической легендой российского масштаба как автор идеи Уральской республики. Кто пришел ему на смену? Политические взгляды нового губернатора Александра Мишарина неизвестны, но важно ли это в той ситуации, в которой оказалась Свердловская область в данный момент?

Эксперт акцентировал внимание слушателей на нескольких аспектах проблемы смены команды:
- коррупция: крупных поставщиков услуг, по опросам, волнует, не возрастет ли процент откатов, который сейчас составляет от 20 до 70 %. Знает ли о этом губернатор? Какова его позиция: молча смотреть, участвовать или бороться?

- задавали ли ему при утверждении его кандидатуры депутаты  вопрос о конфликте интересов на данной территории? Т.е. есть ли здесь предприятия, которые контролируются им или его близкими. Губернатор должен честно ответить, а конфликт - устранен. Если нет, то он не может являться губернатором.

- «точки» в политике области: сохранение устава области двухпалатного парламента (идеологическая и территориальная палаты), разделения функций губернатора и премьер-министра (представительская и техническая функции). При этом была опасность реализовать с приходом А. Мишарина следующие предложения для устранения, как говорилось авторами идей, сложности управления областью: объединить палаты парламента, посты губернатора и премьера; отменить ротацию состава  парламента.

Развитая система всегда сложна, говорил Герберт Спенсер. Упрощение системы – инфузоризация. Вопрос: губернатору нужна действующая система или декоративная? Сегодня он сохранил систему частично: устав не тронул, но увеличил количество округов. Посмотрим, будет ли он применять  административный ресурс на мартовских выборах. И как будет включен в это областной избирком.

- экономика: губернатор для решения проблем имеет бюджет и областную собственность. Собственность не столь велика, хотя ее «можно» при этом расхищать, но она  - не гарант стабильности. Россель вел экономику в режиме ручного управления: это ситуация, что и в Пикалево. Прежний губернатор брал авторитетом. Сейчас Мишарин делает то же самое: например, арест собственников частного предприятия, где идет забастовка из-за невыплаты зарплаты. Необходимо институциональное управление, а не ручное. Заводы все равно стоят из-за неконкурентноспособности продукции. А частные лица несут убытки.

- кто останется в команде? Будет ли назначен новый премьер? Будут ли привлечены к ответственности те чиновники, которые замешаны в скандалах с госсобственностью и переделом рынка услуг? Будет ли сделана ставка на профессионалов вне зависимости от их взглядов и партийно принадлежности?

Пока на эти вопросы нет однозначных ответов, сделал вывод К.В. Киселев. После выступления эксперта, В.Н. Осетров провел блиц-опрос среди участников семинара: что ждет каждый лично для себя от новой областной власти?

Ответы оказались неожиданны: большинство молодежи высказало поддержку бывшему губернатору Э. Росселя и сожаления о его отставке. Также студенты считают, что при смене власти:
- важен личный фактор при создании своей команды;
-нужны инновации во всех сферах;
-есть надежда постепенно избавить регион от коррупции.
-станет в целом интересней жить, больше людей заинтересуется политикой, идеологией. Не только коммунисты активны в выражении позиции, но и люди, ушедшие из политики, сейчас вновь приходят в нее.

Высказывалось и такое мнение: у многих людей есть доверие к высшему менеджменту, пришедшему во власть из бизнеса. Однако, нельзя сказать, что этот фактор будет способствовать искоренению коррупции, можно лишь надеяться на личную активную позицию властного лица.

Е. Макей заметила, что по ее сведениям, новый глава области не глубоко знаком с такой сферой как «третий сектор». К. Киселев парировал, что это даже плюс, так как власть не будет мешать работать ни НПО, ни прессе.

В завершении обсуждения, студенты сформулировали свои пожелания к кандидатуре будущего губернатора:
- молодой;
- не сторонник коммунистической либо иной подобной идеологии;
- имеет свои  перспективные идеи и умеет их реализовывать;
- должен быть избран напрямую населением - главное условие признания его авторитета.

Координатор Екатеринбургского центра электоральной поддержки         Елена Макей, т. (343) 268-63-83

Фото участников: (слева направо) Осетров В.Н. и Киселев К.В. 

http://www.irena.org.ru/images/stories/foto/Ekaterinburg/031209/1.jpg.JPG